Центр развития Монтессори
Наши принципы: следовать за ребенком, слушать его и говорить с ним!

Поговорим о детях

Ребенок и Монтессори-среда

Нас так часто спрашивали о том, правда ли, что в Монтессори-среде "ребенок занимается сам по себе/ ковыряются там сами с чем-то? ", "к ним же подходит кто-то иногда, показывает как с этим заниматься? " что у нас возникла потребность написать об этом отдельный пост. 

????Отвечаем кратко: И так и не так, одновременно.

????Подробно: Мы провели расследование???? и предположили, что это очень похоже на принципы Монтессори, в очень вольной интерпретации:
????дети занимаются индивидуально; 
????выбирают то, что хотят делать; 
????самостоятельно одеваются, кушают, и вообще делают все максимально самостоятельно. 

???? Поехали по пунктам!

????Дети занимаются индивидуально. 
Это значит, что ребенку покажут (дадут презентацию) как работать с материалом и это касается всех материалов в среде, пока ребенок не будет знаком со всеми предметами и занятиями в группе☝
А когда появляются новые материалы, педагоги показывают правила работы всем ребятам в группе (индивидуально).
Далее ребенок занимается своим делом столько, сколько хочет и может, и педагоги помогают в том, чтобы другие дети не вмешались в эту деятельность. 
????Мы тоже считаем, что делиться - это здорово, дружить и играть с другими ребятами - классно, но это про другое. 
А в данном случае концентрация и внимание такие хрупкие, что могут быть нарушены даже громким криком, поэтому чтобы ребенок мог заниматься и отрабатывать важные навыки, он занимается индивидуально. ????Но это не значит, что дети не могут взаимодействовать друг с другом! 

Когда ребенку нужна помощь, комментарии или присутствие взрослого рядом - взрослый рядом. 
‼Таким образом, чтобы ребенок занимался в среде индивидуально, требуется достаточно времени???? и к этому стоит стремиться! Ведь тому, что ребенок сам выбирает материал, занимается сам, убирает за собой и выбирает снова, предшествует большая совместная работа взрослого и ребенка!

????Дети выбирают сами то, что хотят делать. 
Согласитесь, что звучит не также как "делают, что хотят"? 
К самостоятельному выбору тоже нужно прийти через поддержку со стороны взрослого: 
????"Выбери себе, что ты хочешь делать?" и "Чем хочешь заняться" - поначалу многие не могут совершить этот выбор, и педагоги всегда помогают и предлагают до тех пор, пока это необходимо. 

????Дети сами кушают, одеваются и делают все по максимуму самостоятельно. 
Монтессори подарила нам такой девиз:
‼"Помоги мне это сделать самому". 
В любом возрасте ребенок может уже что-то делать сам, и зная и помня об этом, взрослые дают эту возможность. Держит ложку???? в 1 год сам и может макнуть в свое пюре тоже сам, а потом донести до рта с незначительными или значительными отклонениями от курса. И это замечательно!
Это уже значит, что ест сам, пусть не все, что мама приготовила, пусть кухня выглядит как экспонат современного искусства. На совершенствование навыков необходимо время, как и всем нам. 

????Ну и напоследок, если педагог в Монтессори-среде просто сидит/стоит и смотрит, а все дети занимаются своими делами, это не значит, что он ничего не делает, это значит, что педагог занимается наблюдением, а группа работает и этому предшествовала большая совместная работа!

 Алена Селезенева, психолог, воспитатель "Мастерская знаек"

Наш адрес:
г. Екатеринбург
Филиал ул. Крылова 29
Филиал ул. Викулова 120